Общество
Владимир Курьянов: КФУ первым в России приступил к освоению новейших образовательных стандартов
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского первым в России приступил к освоению новых федеральных государственных образовательных стандартов 3++. Проще говоря, первым в стране решился на внедрение в практику образовательного процесса новых обязательных требований к подготовке студентов по различным специальностям и направлениям. Что представляют из себя образовательные требования последнего поколения, каковы их плюсы и минусы? Как уже изменился процесс обучения студентов высшего и среднего профессионального образования и что еще только предстоит усовершенствовать? Обо всем этом рассказал проректор по академической и административной политике КФУ Владимир Курьянов.
Владимир Олегович, расскажите об особенностях новых стандартов.
Первое, что я хотел бы отметить – это то, что внедрение нового поколения образовательных стандартов, так называемых стандартов 3++, не было необходимостью или вынужденной мерой. Скорее, это стало просто интересным процессом, в который оказался вовлечен профессорско-преподавательский состав университета. Безусловно, в перечне новых требований много и подводных камней, и неясностей, как и в любом новом деле. Стандарты этого поколения заметно отличаются от тех, по которым университет работал, начиная с января 2015 года. Первое и главное отличие – то, что, несмотря на сохранение компетентностного подхода и компетентностной модели выпускника, требования 3++ очень тесно связаны с профессиональными стандартами. Мы получили инструмент, где указаны четкие формулировки того, в каких видах профессиональной деятельности мы можем готовить выпускника. И не просто по каким видам деятельности обучать студента, а, что гораздо важнее, в каких областях потом он сможет найти себе применение.
Что это дает Крымскому федеральному университету как образовательной организации?
В первую очередь мы анализируем экономику Крыма, рынок труда и выбираем те виды профессиональной деятельности, которые важны для нашего региона сегодня и будут важны в ближайшем будущем. Кроме того, мы учитываем потребности Юга России, тех регионов, куда потенциально наши ребята могут уехать работать после окончания обучения. И сообразно совокупности всех этих факторов мы формируем модель выпускника по каждой образовательной программе. Это задача одновременно и сложная, и интересная, потому что она абсолютно четко нацелена на конкретный результат.
По целому ряду направлений подготовки в рамках программы развития КФУ были созданы собственные образовательные стандарты. Они позволяют нам конкретизировать целый ряд задач, в том числе в области практической подготовки, на которую сейчас направлено очень серьезное внимание и нашего педагогического коллектива, и реального сектора экономики Крыма. Например, есть в стандарте широкая формулировка «производственная практика». Мы в самостоятельно устанавливаемых стандартах эту формулировку конкретизируем. Например, для формирования компетенции будущего школьного учителя – это обязательная педагогическая практика, для студентов Академии строительства и архитектуры – практика по получению навыков работы на конкретном производстве.
С этого учебного года студенты-первокурсники КФУ получили возможность участвовать в реализации инновационных научных, социальных и экономических проектов на базе вуза. Иными словами – заниматься производственной практикой. Расскажите, как работает это нововведение?
Я должен сказать, что изначально в коллективе было много споров относительно решения о введении проектной деятельности в образовательную программу КФУ. Однако уже сейчас в проектной деятельности задействованы более полутора тысяч студентов всех структурных подразделений и филиалов вуза. Сегодня те профессора и преподаватели, которые не стали сразу воспринимать это в штыки, а согласились с решением ученого совета университета и попробовали его максимально использовать, видят пользу этого подхода. Наиболее активно проектная деятельность реализуется в Физико-техническом институте и Академии биоресурсов и природопользования. Очень грамотно и вдумчиво к осуществлению такого подхода подошли также и кафедра общей физической химии. Когда студенты готовят реальный проект, они учатся намного быстрее, чем при выполнении лабораторных работ. Кроме того, обучение в таком формате привлекает и реальных заказчиков.
Основной задачей введения проектной деятельности было заинтересовать студента с первых дней обучения?
Здесь самая большая дискуссия как раз и развернулась вокруг того, нужно ли это делать на первом курсе. Лично я всегда являюсь сторонником любых нововведений, потому что с каждым новым учебным годом к нам приходит все более меняющийся студент. Это неизбежно. Этому способствует все большая открытость общества за счет совершенствования средств коммуникации. Это накладывает отпечаток и на умственное развитие, и на социальное развитие, и на способность человека быстро адаптироваться к тем или иным изменениям. Здесь возникает традиционный конфликт, который в обществе существовал в любые времена – это конфликт отцов и детей. Нынешние дети не воспринимают материал так, как его воспринимали мы, когда были школьниками. Большой резерв нашего университета мы видим в необходимости перестраивать и совершенно по-новому организовывать внеучебную работу со студентами и их самостоятельную работу. Ведь, если в 80-е годы превалировало мнение, что студент сам должен добывать знания и, прослушав лекцию, все остальное он сам должен добывать из учебников и книг, то сегодня такой подход не срабатывает.
Чем же отличаются нынешние студенты, как и чему их приходится учить в первую очередь?
Сегодня студент, пришедший к нам из школы, не умеет работать с источниками информации, и это – самое страшное. Огромная задача стоит в том, чтобы научить студента, как добывать информацию. Ведь не все есть в интернете. Более того, не все, что есть в интернете – истина. К сожалению, наши уважаемые профессора и преподаватели забыли, что студента надо научить получать информацию, что его надо брать за руку и вести в библиотеку, что перед ним надо открывать каталоги: стандартные и электронные. Из наших учебных планов исчез такой предмет, как библиография. Ранее это было обязательным, а сейчас культура работы с источником информации утрачена, и мы видим здесь и проблему, и большой резерв. Если мы сейчас зайдем в читальные залы университета, то увидим, что они оборудованы совершенно по-новому. В КФУ работает прекрасный электронный читальный зал, большой зал фундаментальной библиотеки, оснащенный компьютерами с прямым доступом к электронным библиотечным системам. Студента необходимо не просто вернуть в библиотеку, а убедить его в том, что работа с книгой – это основа его образования. Еще одна задача – научить студента не только принимать информацию, а и запоминать ее.
Это все за 2018 год вышло на первый план образовательной деятельности нашего университета и, я думаю, еще долгое время будут находиться на передовой.
0 комментариев