Крым 24 в социальных сетях


» » » Рекордный профицит федерального бюджета: нужно ли его наращивать?

Экономика

Рекордный профицит федерального бюджета: нужно ли его наращивать?

Опубликовано

в

  • Share
  • Tweet

Рекордный профицит федерального бюджета: нужно ли его наращивать?
Впервые с 2011 года федеральный бюджет в 2018 году исполнен с
 профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП. Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию назвал эти цифры «приятной, хорошей информацией» и отметил, что впервые в истории российские резервы полностью покрывают внешний долг как государства, так и коммерческого сектора. Разбираемся, зачем необходим .
 
Причина профицита. Профицит федерального бюджета обусловлен механизмом бюджетного правила, удерживающим рост бюджетных расходов в пределах базового объема нефтегазовых доходов и величины расходов на обслуживание государственного долга. Таким образом, бюджетное правило выполняет функцию сдерживания и противовеса при формировании расходов федерального бюджета на предстоящий цикл.
Большая часть профицита федерального бюджета формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов и накапливается в Фонде национального благосостояния, увеличение средств которого прогнозируется в 2019 году до 7,8 трлн рублей, в 2020-м — до 11,37 трлн, в 2021-м — до 14,18 трлн. Объем Фонда национального благосостояния в процентах к ВВП составит на конец 2019 года 7,4%, на конец 2020-го — 10,3%, а на конец 2021-го — 12%.
 
Профицит в других странах. Нужно сказать, что Россия далеко не единственная страна с профицитом бюджета. Так, в 2017 году профицит государственного бюджета от 0,5% до 1% к ВВП имели 26 стран, в том числе Германия (0,5%), Беларусь (0,5%), Болгария (0,8%) и Швеция (0,9%); профицит более 2% к ВВП был в 10 странах, в том числе в Норвегии (4,2%). Последнее государство по структуре экспорта ближе всего к российской экономике. При этом в 2018 году в бюджете Норвегии был утвержден дефицит в размере 7,7% к ВВП, обусловленный реализацией таких необходимых для экономики мер, как привлечение дополнительных инвестиций, создание рабочих мест и усиление экономического роста, в том числе путем сокращения подоходного налога.
 
Преимущества. Наличие положительного сальдо в федеральном бюджете России с одновременным накоплением дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, безусловно, будут способствовать повышению бюджетной стабильности и, как следствие, суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации. В условиях увеличения объемов государственных займов и повышения процентных ставок в мировой экономике это является значимым преимуществом. Одновременно за счет накопленных резервов создается возможность бюджетного маневрирования в условиях возрастающих глобальных рисков. Бюджетные маневры могут быть использованы как для защиты российской экономики и социальной сферы от последствий замедления мирового и национального экономического роста, высокой инфляции, безработицы и девальвации национальной валюты, так и для стимулирования ускоренного развития экономики. С этих позиций наличие профицита федерального бюджета обеспечивает определенный запас прочности финансовой системы в условиях конъюнктурных колебаний и иных внутренних и внешних шоков для российской экономики.
 
Недостатки. С другой стороны, формирование федерального бюджета с профицитом, как правило, означает возможность сохранения (не повышения) налоговой нагрузки на бизнес и население для стимулирования их хозяйственной активности с одновременным расширением некоторых инвестиционных налоговых льгот. Однако намерения сохранить или снизить налоговую нагрузку за счет избыточных доходов в законе о федеральном бюджете на 2019–2021 годы не просматривается. Более того, исходя из предпринимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в наступившем бюджетном цикле будет возрастать. Это будет происходить как за счет роста ставок отдельных налогов (повышения НДС с 18 до 20%, ставки НДПИ на нефть, индексации ставок некоторых акцизов и водного налога) и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования.
 
Прогноз результатов. Формирование дополнительных доходов федерального бюджета ненефтегазового характера за счет усиления фискальных мер в условиях наметившегося неустойчивого роста российской экономики снижает потенциал ее роста. Политика Министерства финансов РФ, направленная на приспособление расходования средств федерального бюджета к колебаниям мировой цены на нефть в рамках бюджетного правила, создает запас резервов, но также способствует низкому инвестиционному и потребительскому спросу и замедлению экономики. В связи с этим, несмотря на финансовую сбалансированность бюджетной системы России с минимальными дефицитами бюджетов на всех уровнях и профицитом на федеральном уровне, она остается существенно зависимой от экономической динамики, особенно внешней.
Попытка активизации в 2019–2021 годах стимулирующей функции федерального бюджета посредством реализации национальных проектов в приоритетных сферах экономики призвана ускорить экономический рост в России. Взвешенная бюджетная политика в области наращивания расходов федерального бюджета по тем направлениям, которые дают положительный мультипликативный эффект роста, способна обеспечить долгосрочную сбалансированность федерального бюджета независимо от колебания цен на углеводороды. Если же по итогам исполнения федерального бюджета накопленные в нем избыточные доходы по решению парламента будут использованы на непроизводительные нужды с низким или отрицательным мультипликативным эффектом, ожидания возобновления роста экономики при сбалансированном бюджете могут не оправдаться.
 

Алла Чалова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханов

Продолжить чтение
0 комментариев

0 комментариев

    Популярное

      Регистрация